Персонализм в ряду философско-психологических концепций человека XX-го века

 

ст. препод. А.В. Никитин

 

В XIX столетии атеизм и скепсис в отношении любой метафизики стали обычным состоянием европейского общества. Традиционные формы религии уступили место философии позитивизма, безграничной вере в человека (антропоцентризм), всемогущество его разума и во всесильность «научного прогресса». Термин «личность» прочно закрепился в научной терминологии, используясь, однако, для обозначения «индивида», т.е. человека, полностью детерминированного своими природными характеристиками или социальными отношениями. Человек рассматривался с позиции механистического детерминизма как продукт эволюционного развития мира и общества. Такая позитивистская позиция не предполагала наличия в мировоззрении понятия о Божием замысле о мире и человеке, осуществление которого совершалось бы в истории человечества и в рамках которого каждый человек находил бы смысл своей жизни.

В этот же период психология выделяется из философии и претендует на самостоятельный статус. Находясь под влиянием материалистических идей и философии позитивизма, а также ориентируясь на естественнонаучную парадигму, основным инструментом исследований она делает эксперимент. Своей задачей психология поставила психометрическое исследование психических процессов и состояний человека, без учета духовной составляющей человеческой природы. Считалось, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и принять объективные методы изучения человеческого поведения.  

Наиболее популярным психологическим течением становится бихевиоризм (от англ. behavior – поведение), с точки зрения которого психология представляет собой чисто объективную экспериментальную отрасль естественных наук, теоретической задачей которой является прогнозирование поведения человека и управление его поведением. Поступки человека объясняются наличием какого-либо воздействия на него; за каждым действием стоит причина в виде внешнего стимула, воспринятого через определенные рецепторы ощущения. Подчеркивая отсутствие принципиального отличия между человеком и животным, основатель этого направления Д. Уотсон указывал на связь бихевиоризма с зоопсихологией: «Бихевиоризм представляет собой прямое продолжение исследований поведения животных, проведенных в первые десятилетия двадцатого века» [Цит. по: 19, 122]. Основной единицей поведения в бихевиоризме стала пара «стимул-реакция» (S-R). Свою задачу психология видела в выявлении и описании реакций и изучении их комбинаций, чтобы, в конечном итоге, иметь возможность по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определять вызвавший ее стимул.  

Одним из ярчайших представителей необихевиоризма, Б. Скиннером, весьма логично с точки зрения поведенческой психологии была отвергнута идея существования в человеке какой бы то ни было личности, которая могла бы направлять или стимулировать поведение в соответствии со своими внутренними потребностями, мыслями, чувствами. Ведь он считал, что поведение индивида регулируется не изнутри, а снаружи – окружающей средой; а следовательно, поведение можно (и нужно) изучать и контролировать посредством манипулирования средой, в которую включен индивид. При этом нет никакой необходимости рассматривать механизмы, действующие внутри человека.   

Однако к началу XX века психология получила также и множество свидетельств о наличии в психической жизни явлений, которые не поддаются эмпирическому исследованию. Требовались новые подходы к решению этой проблемы, которые не были бы ограничены только экспериментальными исследованиями, но предполагали бы в своей основе наличие некоей метафизики. Разработка этих метафизических основ стала вестись на базе различных философских и религиозных идей.

Психоанализ, в противовес «эмпирическому» бихевиоризму, сконцентрировал свое внимание на таинственной внутренней жизни индивида в ее взаимодействии с внешней реальностью. Психоаналитическая концепция выделяет в структуре личности человека три составляющие: бессознательное (Id), подсознание (Ego) и сознание (Super-ego). Id представляет собой темную, примитивную область инстинктов, побуждающих человека либо к удовлетворению жизненных потребностей (голод, жажда, секс), либо к агрессии и разрушению. Ид не подчиняется законам морали, не имеет ценностей, но требует немедленной энергетической разрядки. Сознание представляет собой область морально-этической системы личности (совесть), отчасти уравновешивающую разрушительные для реальности процессы бессознательных инстинктов Id посредством их цензуры. Анализируя посылы импульсов Id и контрдействия Super-ego, Ego, реализующее для человека принцип реальности, формирует его поведение. Деструктивные влечения Id, которые не принимаются сознанием человека, вытесняются в его подсознание. Однако, не уничтожаясь полностью, они проявляются в виде психологических проблем: неврозов, психозов, комплексов.

Противоречивость этой теории заключалась в утверждении необходимости выпускать наружу внутренние мотивы и желания человека при одновременном утверждении асоциальности и разрушительности импульсов человеческого бессознательного, выражающих эти желания. Данное положение объясняется отсутствием в психоанализе традиционного христианско-авраамического учения о грехопадении и идеи преображения человеческой природы, ведь психоанализ рассматривал душевную жизнь человека как «естественную». Стоит также отметить, что, несмотря на исследование внутреннего мира человека посредством метафизической категории в виде бессознательного, З. Фрейд остался в рамках позитивистского мышления, поскольку действие бессознательного в человеке, как видно из его теории, основывается на том же принципе механистического детерминизма, когда поведение человека обозначается как результат взаимодействия этого бессознательного с окружающей средой, а значит не определяется самим человеком исходя из его внутренних ценностей и смыслов, присущих ему как личности.

Согласно учению З. Фрейда, «основы личности закладываются в течение первых пяти лет развития ребенка, через три основные сексуальные прегенитальные стадии» [19, 150]. Человек в этот период воспринимается как автоэротичное существо, которое получает чувственное удовольствие от «стимуляции эрогенных зон своего тела родителями или другими людьми во время нормального хода воспитательного процесса» [19, 150]. Считается, что для каждой стадии развития характерна своя эрогенная зона. Однако уже ученики З. Фрейда показали, что данная динамика психосексуального развития очень противоречива, поскольку «личность человека развивается на протяжении всей его жизни и может подвергаться весьма драматичным преобразованиям после пятилетнего возраста» [19, 155-156].

Достижения научного прогресса, создавшие фактически новую среду обитания человека, а также формирование в обществе тоталитарных политических режимов и таких же по сути экономических структур привело к обезличиванию человека, к восприятию им самого себя как механической части этих режимов и структур. Катастрофа мировых войн XX века обнажила ошибочность европейской веры в прогресс, в незыблемость ценностей XIX века, основанных на позитивистской парадигме мышления. Человек обнаружил себя не как «человек разумный», определяющими характеристиками которого были познание себя и внешнего мира и, как следствие, освоение природы и устроение социальной гармонии, а как существо конечное и хрупкое, не вписывающееся в рационально установленные нормы бытия. Реакцией на этот кризис европейского общества явилась экзистенциальная философия, в которой проводится новый анализ человеческого бытия на онтологических и метафизических основаниях. Основное настроение этой философии – поиск человеком смысла жизни, который открывается перед лицом абсолютной реальности бытия через осознание своей временной конечности.

Экзистенциализм акцентировал внимание на уникальности бытия человека, провозглашая его иррациональность. Понять чело­веческое бытие рациональными методами естественных наук невозможно, поскольку оно постигается только интуитивно. Человеческая жизнь предстает перед взором ис­следователя в виде потока переживаний, в который вовлечен и сам исследователь, а значит, он не только его созерцает, но и сам живет в нем. Для анализа человеческого существования экзистенциалисты использовали ряд понятий, описывающих определенные состояния человека: «страх», «надежда», «отчаяние», «решимость» и т.д.

Экзистенциализм утверждал и присутствие в мире некоей трансцендентной сущности,стоящей за этими переживаниями, на которую, собственно говоря, эти переживания и направлены. В религиозном экзистенциализме эта трансцендентная сущность понималась как Бог, Которого, однако, невозможно рационально понять, проанализировать, опи­сать. Ведь Он есть тайна, недоступная человеку; тайна, на которую можно лишь «намекнуть» на языке поэзии и мифа. В атеистическом экзистенциа­лизме эта трансцендентная сущность понималась как Ничто, и свою задачу представители этого философского направления видели в раскрытии смысла жизни человека перед лицом суровой правды его собственной смертности.

Каждый индивид существу­ет только в рамках определенной культуры и конкретной ситуации. Каковы бы ни были его собственные желания, он вынужден считаться с ми­ром, в котором находится. Наличие тех или иных биологических и пси­хологических задатков, принадлежность к той или иной социальной группе и этносу, нахождение в определенной историко-культурной си­туации и т.п. – все это объективные характеристики и условия, кото­рые навязаны человеку извне и помимо его желаний. Прорыв в трансцендентное из этого объективированного мира возможен только в сфере творчества – религиозного, художественного, философского [76].

Ж-П. Сартр в своей программной статье «Экзистенциализм – это гуманизм» писал, что объединяющим началом различных течений в экзистенциализме является признание того, что в человеке «существование предшествует сущности». В противовес томистской концепции, согласно которой каждой вещи предшествует некоторая сущность, или идея, содержащаяся в предвечном разуме Бога и определяющая существование этой вещи[1], экзистенциализм учит, что человек «существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием… Человек сначала существует, появляется в мире, и только потом он определяется. Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, нет и Бога, который бы ее задумал. Человек просто существует… Он есть лишь то, что сам из себя делает» [43]. Данная позиция справедлива для любого экзистенциализма, поскольку его основой является гуманистическая, внеконфессиональная «вера в человека». Это видно в экзистенциализме даже, казалось бы, католического мыслителя Г. Марселя, что выразилось в его оппозиции традиционной для католической Церкви томистской и неотомистской философии.

Однако религиозный вариант экзистенциализма утверждает способность к истинной коммуникации между людьми, в акте которой осуществляется транценденция к Богу, поэтому проектирование человеком самого себя как уникальной экзистенции, предполагаемое “перевернутостью” томистской концепции, не означает, по мнению философов, одиночество человека.

Атеистический же вариант экзистенциализма, напротив, предполагает, что осмысленность своей жизни и деятельности каждый конкретный человек должен осуществлять в одиночку.Согласно атеистическому экзистенциализму, для того чтобы обрести себя, человек должен через отрицание мира и его ценностей выбраться из него, отстраниться, отвергнуть его. Стать свободным, самим собой, личностью возможно лишь перестав желать быть «как все», перестав жить в соответствии с общими принципами, то есть отказавшись иметь что-либо общее с кем бы то ни было, поскольку все общее уничтожает уникальность личности. Человек свободен создавать себя, не определяясь ничем, кроме собственной субъективности, суть которой – в полной независимости от чего бы то ни было.

Такая экзистенциальная позиция является выражением позиции крайнего индивидуализма, превращая, по словам В.Н. Лосского, «человеческие личности в оторванных от общей природы и друг от друга носителей личной свободы, которую они не могут осуществить, отталкиваясь от реального природного бытия, предпочитая ему личность без жизни, самосознание в пустоте, свободу без содержания, бесплодную, анархически беспокойную, саму себя истребляющую» [57, 69].

На основе экзистенциальной философии во второй половине XX-го столетия стала развиваться господствующая в современном обществе гуманистически ориентированная философия и психология, основными постулатами которой стали стремление к совершенствованию, самораскрытию личности (индивидуальности), конструированию человеком самого себя. Для гуманизма характерна вера в безграничные внутренние ресурсы человека, что, в конечном итоге, приводит к утверждению, что человеческое «я» имеет абсолютную значимость. Отрицание традиционного христианско-авраамического учения о первородном грехе и личностном Боге, вкупе с утверждением укорененности человека в «бытии-в-мире» повлекло за собой «пантеистическую веру в беспредельные врачевательные силы природы. Эти силы коренятся или в самом человеке, или в природе, к которой человек должен стать «ближе»» [19, 206].

Важнейшим условием самосовершенствования, или самоактуализации, индивида в гуманистической психологии полагалась реализация им своих основных жизненных потребностей: сначала физиологических – голод, жажда, безопасность, а потом бытийных – любви, самоуважении, самореализации. Но главным условием личностной самоактуализации становится достижение третьего, главного уровня – духовного. «Полностью самоактуализированные люди, – пишет А. Маслоу, – которым знакомы высшие переживания, живут не только в реальном мире, но и в более высокой реальности, в реальности Бытия, в символическом мире поэзии, эстетики, трансцендирования, в мире религии в ее мистическом, очень личном, не канонизированном значении, в реальности высших переживаний». По его мнению, «в этом различии есть некие предпосылки для того, чтобы оно стало операциональным критерием "касты" или "класса"» [Цит. по: 19, 208]. Иными словами, самоактуализированный человек противопоставляется обычным людям, становясь «над ними».

А. Маслоу разрабатывает новую «психологию Бытия», или «трансперсональную психологию», в которой наилучшими средствами для достижения самоактуализации (приобщения к ресурсам бессознательного) признавались фармакологические и психоделические средства, особенно легкие наркотики. Позже к этому добавились психотехники, связанные с изменением сознания (холодинамика, психоделическая терапия и холотропное, то есть спонтанное, интенсивное дыхание), «родственные по своему воздействию «духовным практикам» инициаций (посвящений) в древних языческих мистериях» [19, 210].

Таким образом отрицание традиционных форм религиозности рационализмом, «атеизмом» и гуманизмом XIX-XX вв. в своем историческом развитии привело, по мысли проф. Н.В. Лагутова, не к победе над «пережитками религии», как это декларировалось, а к вытеснению христианства другой, воинствующей формой религиозности – магической верой в возможность манипулирования миром и личностью человека в лице позитивизма (бихевиоризм) и «светской религией» оккультного поликонфессионализма [19, 215].

Экзистенциальная философия развивалась параллельно с различными направлениями персонализма, от которого отличалась идеей преодоления (а не раскрытия и преображения, как в персонализме) человеком собственной личности. Сам термин "персонализм" в первой половине XX-го века ассоциировался с экзистенциализмом, поскольку оба направления были тесно переплетены. «Идея "экзистенции" как автономного существования, несводимого к сущности (essentia), была ближайшим коррелятом личности как ипостаси (substantia), также несводимой к сущности-природе. Но экзистенция – безлична и даже бессознательна, а ипостась христианского богословия – личностна и сознательна, и поэтому, - по мнению А.М. Малера, - настоящий персонализм начинается там, где заканчивается экзистенциализм» [58].

Упоминание категорий христианского богословия здесь не случайно, поскольку «личность и как концепция, и как живая объективная реальность представляет собой в чистом виде продукт святоотеческой мысли» [14, 22]. Поэтому не удивительно, что появление в XX веке философии персонализма, которая утверждает личность как высшую ценность, было инициировано христианскими философами и богословами. А поскольку понятие личности есть продукт богословской мысли, то и рассматривать это понятие логично на основе и в контексте христианского учения. Однако различная конфессиональная принадлежность основателей персонализма определила значительную его неоднородность как философского течения, что выразилось во влиянии различных конфессиональных теологических систем на соответствующие персоналистические направления. Условно последние можно обозначить следующим образом: католический (французский), протестантский (американский), русский религиозно-философский персонализм (теософский космизм «всеединства») и русский персонализм духовно-академической традиции [19, 200]. Отдельно можно выделить богословие личности, развившееся в среде русской эмиграции и явившееся наиболее ярким и глубоким выражением православного учения о человеке.

Особый интерес в этой связи представляет изучение философии персонализма в двух аспектах: 1) исследование влияния конфессиональной теологии на соответствующие ветви персонализма, так как это дает возможность проследить влияние различных искажений православного учения на формирование мировоззренческих вопросов о Боге, смысле жизни, взамоотношения между людьми и т.д. в соответствующих персоналистических направлениях; 2) формирование православного персонализма как философии, основывающейся на христианских ценностях, базовой из которых является понятие личности, что даст возможность явить миру альтернативный, по отношению к гуманистическому, подход к человеческому феномену и показать укорененность концепции личности в святоотеческом богословии как в своем источнике.

Последний момент особенно актуален, поскольку, по словам митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), «попытка современного гуманизма вытеснить христианство во всем, что бы ни касалось достоинства человека, привела к отделению концепции личности от богословия и к ее объединению с идеей автономной морали или с экзистенциальной философией, которая носит чисто гуманистический характер» [14, 22].

Таким образом, изучение персоналистической философии имеет большое значение для идеологического выбора человека, поскольку выбор мировоззрения – христианского, гуманистического или позитивистского – имеет не моральный, а онтологический характер. Только в рамках христианского учения о Боге-Личности и сообразности человека Богу, и только при правильном, неискаженном восприятии этого учения, можно говорить о человеке как личности и делать выводы об онтологии личности вообще. Отрицание же христианского мировоззрения логически приводит человека к выводам о нормальности, естественности бытия человеческой личности в рамках только земной, временной жизни, а также к отсутствию в мировоззрении понятия о бессмертии, предполагающего онтологическую ценность человека. Показательно в этой связи, что сама гуманистическая культура не очень-то дорожит «человечностью» в ее традиционном понимании, поскольку подспудно предполагает необходимость эволюции мира и Homosapiens«во что-то более совершенное, переплавляющее… человечество в достижениях современной кибернетики и нано-технологии» [59, 220]. И не удивительно, что «реализация принципа «личностности» гуманистической культурой, – по словам Н.В. Лагутова, – на примере целого поколения 60-х сопровождалась вовсе не утончением и возвышением его нравственных ценностей, а захлестнувшей Запад на почве поиска смысла жизни волны самоубийств» [19, 212].

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1.       Tomas O. Buford. Personalism // Internet Encyclopedia of Philosophy. URL: http://www.iep.utm.edu/personal/ (дата обращения 24.10.13).

2.       Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000.

3.       Антоний (Храповицкий), митрополит. Избранные труды, письма, материалы. М.: Издательство ПСТГУ, 2007.

4.       Бердяев Н.А. Проблема человека (к построению христианской антропологии) // Путь, 1936. №50.

5.       Буржуазная философия XX века. М.: Политиздат, 1974.

6.       Вадим Леонов, прот. Основы православной антропологии: Учебное пособие. М. 2013.

7.       Василий, архиепископ. Святой Григорий Палама. Личность и учение. Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 1960, №№33-34.

8.       Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты. Нижегородская духовная семинария, 2011.

9.       Давыденков Олег, иерей. Традиционная христология нехалкидонитов с точки зрения святых отцов и Вселенских Соборов Православной Церкви. М.: ПСТБИ, 1998.

10.   Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIXXX веках: русская философия в поисках Абсолюта. Том. 1. СПб.: Алетейя, 2000.

11.   Зарин С., проф. Аскетизм. СПБ., 1907 г. Т.1, кн. 2, гл. 3,4.

12.   Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический Проект, Раритет, 2001.

13.   Игнатий (Брянчанинов), епископ. Слово о смерти. М. 1991.

14.   Иоанн (Зизиулас), митр. Личностность и бытие. / Пер. с англ. С.А. Чурсанова // Богословский сборник. 2002. Вып. X.

15.   История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. М.: Республика, 2001.

16.   Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. Киев. 2005.

17.   Константин (Горянов), епископ Тихвинский. Жизнь и религиозно-философская антропология Виктора Несмелова // URL: http://krotov.info/history/20/tsypin/nesmel.html (дата обращения 24.10.13).

18.   Кудишина А.А. Экзистенциализм и гуманизм в России: Лев Шестов и Николай Бердяев // URL: http://www.humanism.ru/ekzistencializm-i-gumanizm-v-rossii/ (дата обращения 24.10.13).

19.   Лагутов Н.В. Теологический анализ стратегий и техник психотерапии. Монография. Сергиев Посад, 2012. – 296 с.

20.   Лакруа Ж. Избранное: Персонализм. М.: РОССПЭН, 2004.

21.   Лега В.П. Лекции по истории западной философии. В 2-х частях. М.: Издательство ПСТГУ, 2010.

22.   Лосский В.Н.Боговидение. М. 2006.

23.   Лосский В.Н. Каппадакийцы. Богословские труды. М., 1984 г. Сб. 25.

24.   Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви / Боговидение. М. 2006.

25.   ЛосскийВ.Н.Паламитский синтез. Богословские труды. М., 1972, Сб. 8.

26.   Лосский В.Н. По образу и подобию / Боговидение. М. 2006.

27.   Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.

28.   Махлак К.А. Философские аспекты экклезиологии митрополита Антония (Храповицкого) // Вестник РХГА, 2010. Том 11, Вып. 4.

29.   Мейендорф И., прот. Христос в восточном православном богословии. М., 2000.

30.   Мейендорф Иоанн. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. М. 2001.

31.   Мейндорф И., протоиерей. Введение в святоотеческое богос­ловие. Нью-Йорк. 1982. Репринт. Вильнюс. 1992.

32.   Миронова М.Н. Личность в психологии и христианской антропологии // Вестник ПСТГУ, 2006. Вып. 2, с. 149-166.

33.   Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999.

34.   Несмелов В.И. Наука о человеке. С.-Пб.: Издание Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 2000.

35.   Николай (Павлык), монах. Антропология нерелигиозного экзистенциализма // Встреча, 1996. №2. URL: http://vstrecha-mpda.ru/archive/02/antropologija_nereligioznogo_ekzestenializma/#-1 (дата обращения 24.10.13).

36.   Новая философская энциклопедия: в 4-х т. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2010.

37.   Павлюченков Н.Н. Религиозно-философская антропология священника Павла Флоренского // Автореферат дисс. на соискание уч. ст. к.ф.н. Москва, 2012.

38.   Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

39.   Половинкин С.М. Иерархический персонализм Н.О. Лосского, Вестник ПСТГУ, 2006. Вып. 1 (15).

40.   Поляков Сергей. Лев Шестов: философия для не боящихся головокружения // URL: http://www.vehi.net/shestov/spolyakov.html (дата обращения 24.10.13).

41.   Протоиерей Максим Козлов, Д.П. Огицкий. Западное христианство: взгляд с Востока. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009.

42.   Рыжкова Г.С. Школа русского персонализма // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Выпуск 8, 2005. URL: http://virlib.eunnet.net/sofia/08-2005/text/0816.html (дата обращения 24.10.13).

43.   Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. URL: http://scepsis.ru/library/id_545.html (дата обращения 02.09.13).

44.   Св. Григорий Богослов. Пять слов о богословии. Слова 38, 39, 40. Творения. М., 1889 г. ч. 3. На Святое Крещение (42). О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы.

45.   Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих.

46.   Сильвестр (Стойчев), игумен. Жизнь и богословие Михаила Тареева // Богословский Портал. URL: http://theology.in.ua/ua/bp/bp_history/theological_history/38808/ (дата обращения 24.10.13).

47.   Софроний (Сахаров), иеромонах. Старец  Силуан. Париж, 1952. пер. Воскресенье, 1991 г.

48.   Спасский А.А., проф. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад. 1906 г.

49.   Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. В 2-х тт. М.: Издательство «Правда», 1990.

50.   Флоровский Г.В., протоиерей. Восточные отцы IV века. Париж. 1931,  пер. М. 1992.

51.   Флоровский Г.В., протоиерей. Восточные отцы V-VIII веков. Париж, 1933, пер. М. 1992.

52.   Флоровский Г.В., протоиерей. Пути русского богословия. 3-е изд. Париж. 1983. Пер. Вильнюс, 1991 г.

53.   Чурсанов С.А. Лицом к лицу: Понятие личности в православном богословии XX века. М. 2009.

54.   Шапошников В.А. Персоналистический платонизм о. Павла Флоренского // Вестник Московского Университета, 2011. №1.

55.   Яковенко Б.В. Философская система Жозiа Ройса // Метафизика на рубеже эпох: Лёвенская школа. Томас Хилл Грин. Джосайя Ройс. М.: Издательство ЛКИ, 2007.

56.   Яннарас Христос. Вера Церкви. Введение в православное богословие. Перевод с новогреческого. М. 1992.

57.   Лосский В.Н. Личность и мысль Святейшего Патриарха Сергия. ЖМП, 1984. №11.

58.   Малер А.М. Персонализм православной аскетики и имперсонализм современных идеологий // Научный богословский портал «Богослов.ru». URL: http://www.bogoslov.ru/text/1243180.html (дата обращения 06.09.2013).

59.   Лагутов Н.В. К вопросу о перспективах традиционных семейных ценностей в современном обществе. // Угрешский сборник. Выпуск 2. Труды преподавателей НУПДС. М. 2012, с.220-238.

60.   Вдовина И.С. Личность в современном мире // Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999.

61.   Вдовина И.С. Эммануэль Мунье и Зигмунд Фрейд: персоналистская критика фрейдовского учения. URL: http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000024/st030.shtml (дата обращения 02.09.2013).

62.   Персонализм. Статья. Портал «Открытая реальность». URL: http://www.openreality.ru/school/philosophy/modern/personalism/#%D0%BD%D0%B5%D0%B4 (дата обращения 02.09.2013).

63.   Archbishop Lazar (Puhalo). Personalism: a brief critique. URL: http://orthodoxy21.blogspot.com/2008/05/personalism-brief-critique.html (дата обращения 02.09.13).

64.   Юлина Н.С. Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1960. т.1.

65.   Kaiten Nukariya. The Religion of The Samurai. London, 1913.

66.   Brightman E.S. Nature and Values. N.-Y., 1945.

67.   Юлина Н.С. Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010. Т.1.

68.   Джосайя Ройс. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Кругосвет». URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/ROS_DZHOCAYA.html (дата обращения 02.09.13).

69.   Зыков П. Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1962. Т.2.

70.   Юлина Н.С. Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010. Т.4.

71.   Луганов Д.М. Большая советская энциклопедия: В 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

72.   California Personalism. Personalism. // The Free Enyclopedia «Wikipedia». URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Personalism#California_Personalism (дата обращения 02.09.13).

73.   Гайденко П.П. Интуитивизм и иерархический персонализм Н.О. Лосского // История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. М.: Республика, 2001.

74.   Мень А., протоиерей. Библиографический словарь. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. Т.3.

75.   Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. / Перевод, послесловие и комментарии В.В. Бибихина. СПб.: Наука, 2007.

76.   Гриненко Г.В. История философии. М., 2004.

 
Дата публикации: 12.12.2013


[1] Это положение справедливо и для человека: сущность человека, задуманная Богом, предшествует его историческому существованию.