Традиционная семья как основа
менеджмента традиционной культуры
ст. препод., науч. сотрудник
Кайтукова Захира Хазметовна
Семья традиционного типа – это семья, основанная на предании (от лат. traditio «предание», обычай), т.е. имеющая в своем составе несколько поколений, передающих традиции друг другу. Предание – это передача духовного учения и опыта жизни согласно ему. Первичным звеном христианского предания является Господь Иисус Христос.
Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который вступает человек. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе; научиться в нем первым совестным движениям сердца; и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения — Родине и государству (И. Ильин).
Под традицией подразумевается не просто трансляция совокупности элементов культуры: ценностей, наработок, являющихся коллективной привычкой, от одной генерации к другой, а парадигма истины, концепция трансцендентного знания, подлинная данность, открывающая себя во времени, в человеческой истории, творящая институты как проводники собственного влияния. Одним из таковых является семья традиционного типа.
Традиция была ярко описана в творчестве русских религиозных философов. В их понимании Традиция способна собирать вокруг себя различные культурные и исторические индивидуальности (С. Булгаков), симфонические личности (Л. Карсавин), языковые, культурные, исторические ситуации (В. Лосский), народы и поколения (П. Флоренский). В православной философии Священное Предание и мирское наследие предстали сторонами единой в своей сущности традиции – только теперь традиция оказывается не связью во времени (между прошлым и будущим, правнуком и прадедом), но связью в духе и в свете вечности, связью-религией, глубинной вертикальной связью личности с самой собой, с мистическим корнем своего бытия. Традиция – преемство детей и отцов, свидетельство об уважении к историческому наследию (патриотизм).
То, что традицию понимают именно как историческое, обусловленное сменой времен и веков наследие, неслучайно. Традиция – это взаимопонимание поколений, их соборное присутствие здесь и сейчас. В самой глубинной своей сущности Традиция (как она выражается в Православной Церкви) есть духовный орган, который живет в человеке – носителе Традиции. Все остальное в Традиции растет и происходит из этого органа, живущего в человеческом сердце благодатной жизнью богообщения.
В восточно-христианской культуре сложилась метафора семьи как «малой церкви», объединения людей, в среде которых незримо присутствует Небесный Отец.
Признаками традиционной семьи, в отличие от нетрадиционной (эгалитарной), являются: воцерковленность, примат религиозной жизни и религиозных ценностей над социальными и материальными, патернализм, моногамия, стабильность семьи, неприемлемость развода, сложный состав, включающий в себя несколько поколений; как правило, многодетность, благотворительность, участие в патриотическом движении, почитание властей, мировоззрение которых соответствует религиозным установкам семьи.
Нормы традиционной семьи как его ячейки являются частью религиозной культуры. В религиозном сознании земное связано с небесным порядком власти. Монотеизму соответствует единоначалие, принимающее форму монархии на государственном уровне и власти отца, патернализма в семье.
Демократическая же форма правления и эгалитаризм – равенство в семье – больше соотносится с политеизмом, многобожием.
Сама реальность для членов традиционной семьи осмысляется, освящается через язык понятий христианской теологии: грех, спасение, покаяние, богоугодное-небогоугодное, силы небесные, Божественные заповеди.
Стиль жизни традиционной семьи соответствует декларируемым ценностям. Его составляющими являются: обычай гостеприимства, распространяющийся на духовника, нуждающихся, благотворительность, заключающаяся в опеке над ними, предоставлении еды и крова за посильный труд, меценатстве тем, кто занят духовным просвещением, участвует в патриотическом движении.
На какую из известных организационных моделей общественных объединений (учреждение, общественная организация, товарищество, кооператив) походит организационная структура традиционной семьи?
Общественная организация – объединение лиц, связанных общностью интересов, деятельности, направленной на достижение общественно-значимых целей.
При создании организации из взносов её членов образуется денежный фонд; эти средства отчуждаются от вкладчиков и поступают в распоряжение коллегиального выборного органа организации, избираемого на съезде членов общественного объединения. Члены организации равноправны и взаимозаменяемы.
Учреждение создается учредителями, одним или двумя, на их личные средства, которые остаются в распоряжении учредителей. Если один из учредителей покидает учреждение, оно прекращает свое существование.
Товарищество – коммерческое объединение, создаваемое пайщиками, доля капитала каждого из которых образует уставный капитал товарищества. Каждый из пайщиков занимает в товариществе положение, соответствующее его финансовой доле в организации. Каждый из пайщиков может выйти из товарищества, изъяв свою долю уставного фонда. Существование структуры после этого не прекращается.
Итак, организационная структура традиционной семьи напоминает такую юридическую организационную структуру, как учреждение, в отличие от структуры общественной организации или товарищества. Учреждение основывается одним или несколькими учредителями, которым принадлежит полнота власти, право единоличного распоряжения ресурсами. Учреждение прекращает свое существование в результате выхода учредителя (или одного из учредителей) из его состава. Традиционная семья – это семья, учрежденная отцом и матерью, в которую дитя входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир (И. Ильин).
Существуют такие модели семьи, как производственное объединение, основанное на специализации его членов в совместной деятельности, семья-потребительский кооператив, основанная на совместном пользовании неделимой собственностью, семья-страховая компания, гарантирующая поддержку членам семьи. Все эти функции можно отнести и к традиционной семье. Но это – далеко не полный перечень выполняемых в ней функций, в который входят, сакральная, репродуктивная, функция социализации (приобщения к человеческой культуре), психотерапевтическая (обеспечение психологического комфорта), рекреационная функции (функция восстановления сил), экономическая функция, подразумевающая ведение домашнего хозяйства, иногда организацию семейного бизнеса, формирование и использование бюджета.
Схематически иерархия такой семьи может быть представлена в виде концентрических окружностей, в системе которых внутренняя окружность символизирует сакральное ядро традиционной семьи – Небесного Отца, следующая – отца семейства или, в его отсутствие – либо старшего сына, либо дедушки, далее следуют уровень матери семейства и, наконец, уровень домочадцев, который раньше включал не только чад, но и тех, кого семья «призрела», предоставила кров, окружила заботой, включила в свой состав.
Роли субъектов семейного функционирования в традиционной семье таковы:
исполнитель сакральной функции
учитель благочестия домочадцев
(ролевая обязанность отца семейства)
ответственный за материальное обеспечение семьи
хозяин
хозяйка
воспитатель
организатор досуга
ответственный за поддержание родственных связей
организатор семейной субкультуры.
Существует и другая классификация ролей:
потребитель
исполнитель
конформист
гармонизатор
устроитель
Семейная иерархия – это единый дружный коллектив, в котором живет и стар, и млад, все делающий сообща, объединяющим началом в котором является молитва. Все отношения упорядочены в такой семье, каждый знал о своих правах и обязанностях, что служило профилактикой конфликтов, недовольства.
Гарантом соблюдения традиции, воспитания домочадцев в четких правилах являлся отец, выступавший в качестве наставника благочестия. Нарушение диспозиции членов семьи в рамках иерархии применялись средства к её восстановлению посредством наказания. В данном случае наказание – это наставление, научение (наказ), а не битье палками, розгами. Последнее также предполагается в древнерусском «Домострое», правда, как некая крайняя воспитательная мера. Главными же качествами, воспитываемыми у детей, считались: страх Божий, вежливость, дисциплинированность, трудолюбие и целомудрие. Образование должно было быть по способностям, иметь профессиональную направленность, связь с интересами родителей, а в более широкой перспективе – всей семьи.
Вообще же, культура создания и управления семьей справедливо считается органическойчастью русской традиционной культуры, культуры премодерна, которая как в Европе, так и в России постепенно вытеснялись модернистскими идейными тенденциями, повлекшими за собой секуляризацию общественного сознания, разрушение прежних общественных связей, изменение характера общественных институтов.
Актуализация этих тенденций привела со временем к учащению оценок динамики цивилизованного социума, переживающего утрату духовных ориентиров, демографическую проблему, дегуманизацию отношений под лозунгом о неприкосновенности прав личности, легитимизацию разного рода девиаций (гомосексуализма, промискуитета и т.д.) как постепенной деградации. Религиозным сознанием данные явления идентифицируются как следствие утраты связи с традицией, разрушение традиционных институтов.
В контексте христианского мировоззрения выходом из создавшегося положения представляется реванш традиционализма, устройство общественной жизни на евангельских принципах. Он заключается в прорыве в «царство Традиции», который происходит в сердце и сознании обращающегося к Богу человека, человека, обретающего утраченную Традицию. Можно говорить о создании «зоны Традиции» – условий для воссоздания Традиции в ее новом историческом масштабе во времена «умножения беззакония и охлаждения любви». Возрождение традиционной семьи как раз и есть создание «зоны Традиции», будучи важнейшим условием реализации реванша традиционализма в общественном сознании и практике. Возможно, это возрождение станет шагом к созданию современной, гибкой, способной отвечать на все вызовы и угрозы новейших обстоятельств цивилизации, - «Руси новой по старому образцу», как определил ее в своем пророчестве св. праведный Иоанн Кронштадтский.
Список литературы:
-
Аверинцев С. Горизонт семьи: о некоторых константах традиционного русского сознания. // Новый мир. - 2000. - №2. - С. 170-175.
-
Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: КСП, 1996.
-
Ильин И.А. Путь духовного обновления М.: ACT, 2008
-
Лагутов Н.В. Введение в семейное консультирование. Курс лекций. Сергиев Посад. Издательство Академии гуманитарных и общественных наук, НГИСУ. 2012
-
Сильвестр. Домострой. Наука. 1994 www.koob.ru // Волосков И.В. История древнерусской словесности. Курс лекций. Сергиев Посад. Издательство Академии гуманитарных и общественных наук, НГИСУ. 2012
Дата публикации: 23.04.2015